История Чертаново Южного (заметки аборигена)

Обсуждаем инфраструктуру ЖК и ее развитие
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Admin
Администратор
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 04 дек 2016, 18:05
Репутация: 1
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 5 раз

История Чертаново Южного (заметки аборигена)

#1

Сообщение Admin » 08 дек 2016, 22:06

История Чертаново Южного (заметки аборигена)

Источник: http://varshavskieholmy.tforums.org/vie ... f=12&t=184

Всю свою жизнь я прожил в районе Чертаново Южное: здесь я родился и вырос, ходил в школу, работал после вуза, здесь же купил первую квартиру. К сожалению, наш район не может похвастаться богатой историей: здесь нет памятников архитектуры, никто не выигрывал здесь замечательных сражений, виднейшие государственные деятели не селились здесь и не организовывали свои дачи, художники и писатели не рисовали и не воспевали Чертаново в стихах и прозе. Кажется, что наш район безликий, непримечательный и неинтересный. Когда я разбираю семейные архив то я практически не вижу на наших старых фотографиях зданий нашего района. Мы как будто стеснялись нашего района, как будто мы здесь случайно оказались и вот-вот выберемся отсюда. Но жизнь показала что мы станем настоящими аборигенами Чертаново Южное. И, однажды осознав это, я перестал стесняться своего района и начал интересоваться его историей еще несколько лет назад.

В своих небольших заметках я хотел бы представить историю района Чертаново и, конкретно, поселка Красный Строитель, где будет построен наш жилищный комплекс.
Основной источник информации - замечательный сайт http://chertanoved.msk.ru/, где можно найти информацию о районе Чертаново Южное.

Красный Строитель как отдельный поселок был юридически оформлен после того, как получил статус посёлка городского типа по решению Мособлисполкома № 279 от 8 марта 1946 года, утверждённому указом Президиума Верховного совета РСФСР от 30 мая 1946 года. Тогда поселок был разделен Курской Железной дорогой и состоял из двух частей: “Бирюлевской” и “Чертановской”.
Красный Строитель.jpg
Поскольку железная дорога служила важным водоразделом этого поселения можно сказать, что развитие двух частей шло по-своему. Стоит отметить, что это видно даже в названиях улиц: в Бирюлевской части улицы назывались гордо и помпезно. Среди них проспект Сталина, улица Кутузова, улица Минина, улица Пожарского и т.д. А вот Чертановской части досталась только одна улица: Кирпичные Выемки, получившая свое название еще в 1930-е гг. по одним данным (http://zabyg17.livejournal.com/123650.html) или, по другим данным, в 1960 г. (Кирпичные Выемки, улица // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Агеева Р. А. и др. — М.: ОГИ, 2007.). В любом случае на аэрофотосъемке 1942 г. эта улица уже видна:
Изображение


В 1943 году начал работу будущий завод “Газстроймаш” (на территории которого и стоит ЖК Варшавское шоссе).
Изображение

Тогда он работал в качестве ремонтной базы 4-го Стройуправления ГУАС НКВД СССР. С 1947 г. по 1956 г. преобразован в Авторемонтный завод Центральной автотранспортной конторы Министерства строительства предприятий топливной промышленности СССР. С 1956 г. вновб переименован в Завод Ремонтно-механический и Строительных деталей.А в феврале 1969 г. завод получает свое последнее наименование: Московский экспериментальный машиностроительный завод «Газстроймаш». На карте Московской области за 1964 год видно, что к заводу была подведена железная дорога от Красного Строителя.
Изображение

Что же такого “экспериментального” было в этом заводе? Дело в том, что в 70-е гг. проводились работы по исследованию возможностей транспорта на магнитной подвеске. Советский Союз не хотел отставать от передовых технологий по созданию транспорта будущего. В Алма-Ате в 1977 году была разработана 11-километровая трасса с использованием поезда на магнитной подушке. А опытный образец поезда был создан на заводе Газстроймаш. (http://www.popmech.ru/history/8673-post ... ykh-dorog/)
Фотографии этого образца (http://mag-lev.narod.ru/photo-sp.html):
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
На карте заметно, что “Чертановская” часть Красного Строителя называется Газопроводом. По информации чертановского исследователя это связано с тем, что “значительный участок земли на Красном Строителе был отдан организации, занимающейся прокладкой газопроводов. Она принялась сооружать пятиэтажные дома для своих сотрудников.” (http://chertanoved.msk.ru/stroitel.shtml).
Улица, разделяющая чертановскую часть Красного Строителя получила название Газопровод в 1960 году. Тогда же весь поселок Красный Строитель вошел в состав Москвы.
Еще до вхождения в состав Москвы около платформы Красный Строитель пленными немцами были построены жилые здания в стиле позднего сталинского ампира (https://pastvu.com):
ИзображениеИзображение
Сейчас можно увидеть только здание слева на фотографии.
Изображение
Я жил в менее помпезном 4-х этажном доме по ул. Россошанская. Видимо это один из тех домов, которые строили для работников газовой организации.
ИзображениеИзображение
Сама улица до 1969 года носила безликое название проектируемый проезд № 4572. А в этом году постановлением Исполкома Моссовета улице была дана жизнь (Россошанская улица: cite note-3):
Изображение
Таким образом к концу 60-х годов сформировался облик Красного Строителя (чертановской части) или поселка Газопровод. Его границами стали Курская железная дорога на востоке, Варшавское шоссе на западе, Россошанская улица на севере и Кирпичные Выемки на Юге.
В конце 60-х годов современный район Чертаново Южное ждет массовая застройка, сопровождавшаяся расширением Варшавского шоссе. Она определит жизнь этих территорий в 70-90-е гг.
Продолжение следует...


Аватара пользователя

Автор темы
Admin
Администратор
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 04 дек 2016, 18:05
Репутация: 1
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 5 раз

История Чертаново Южного (заметки аборигена)

#2

Сообщение Admin » 08 дек 2016, 22:07

Источник: http://varshavskieholmy.tforums.org/vie ... 4&start=10

Три дороги.
Все карты взяты с сайта: http://www.retromap.ru/
Пути сообщения - это ниточки, на которые нанизываются, как бусины, деревни, села, города. Именно дороги определяют какие "бусинки" будут развиваться, а какие будут медленно исчезать. В современной районе Чертаново Южное проходило три дороги, определившие хозяйственную деятельность и развитие этих территорий. Две дороги сейчас можно увидеть своими глазами, и даже проехать по ним. А вот одна дорога исчезла и по ней нельзя проехать. Хотя увидеть ее почти можно... Но обо всем по порядку.
Старая Серпуховская дорога.
Еще с XIV века в Золотую Орду была проложена Ордынская дорога. Начало ее можно увидеть в Большой Ордынской улице в центре Москвы. Она проходила по замысловатому маршруту через современные районы Коньково и Теплый Стан. В XV веке русские князья перестали возить дань Орде. Но дорога, конечно же, никуда не делась.В 17 веке она была спрямлена и стала называться Серпуховской. Серпуховская дорога проходила как раз через деревню Чертаново. Южнее Чертанова находились сельцо Красное и сельцо Бирюлево, через которые также проходиа Серпуховская дорога. Восточнее от дороги находилось крупное село Покровское. Расположение этих объектов можно увидеть на карте 1848 года:
Изображение
В "Указателе селений и жителей уездов Московской губернии", составленном Карлом Нистремом в 1852 году (Нистрем, Карл Михайлович.
Указатель селений и жителей уездов Московской губернии / Сост. по офиц. сведениям и документам К. Нистремом. - Москва : тип. Ведом. Моск. гор. полиции, 1852.
), мы можем увидеть описание этих селений.
Село Чертанова (именно так называется этот населенный пункт) находилось в 8 верстах от Серпуховской заставы (совр. м. Серпуховская). Через него въезжал с войсками полководец русско-турецкой войны П.А. Румянцев. В 1775 году для празднования заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией (1774 г) на Серпуховской дороге, в Чертанове, для встречи армии победителя были установлены триумфальные ворота (http://archive.ec/idhR6#selection-775.207-775.427). К середине 19 века здесь был 31 двор.
Изображение
В 1862 году для проведения крестьянской реформы правительство составило списки населенных пунктов с их описанием в виде справочника "Списки населенных мест Российской империи" (Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел : [По сведениям 1859]. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885.). В 24 томе можно найти описание Чертанова. Удивительный факт я обнаружил, когда обратился к этому справочнику. Кто-то, работая с ним, аккуратно написал карандашом над названием деревни происхождение названия: Чертан = щука.
Изображение
Количество дворов увеличилось до 47. Кроме того, в справочнике отмечается наличие этапного дома для арестантов. Т.е. здесь останавливались конвоиры с заключенными во время передвижения. Мы можем увидеть этот объект на карте 1856 года. Кроме того в Чертанове располагался питейный дом. Видимо, эти учреждения хорошо дополняли друг друга. Правда, стоят они уже на новой дороге - Варшавском шоссе, о котором будет рассказано ниже.
Изображение
Кроме того, в Чертанове располагалась почтовая станция (место смены лошадей и отдыха для путников). Здесь в 1825 году произошел случай позже описанный в произведении "Масоны" А. Писемским. (http://chertanoved.msk.ru/chertanovo.shtml)
25 февраля 1825 г. на этой станции остановился на ночлег некий Тимофей Времев - воронежский помещик, возвращавшийся из Москвы в свое имение. Ночь, проведенная на станции, оказалась последней ночью в его жизни. Спал он плохо, а утром умер от апоплексического удара. Имущество покойного тут же описала полиция, причем недосчитались крупной суммы денег, которая должна была быть у него. Первым делом подозрение пало на спутника Времева - его соседа по имению. Тот, желая выкрутиться из неприятного положения, написал ложный донос, в котором объяснил отсутствие денег карточным проигрышем у композитора А. Алябьева, а саму смерть Времева побоями, нанесенными хозяином и его гостями. Тем не менее, клевета не спасла соседа, и вместе с оболганными им людьми он был наказан лишением всех чинов и ссылкой. Тяжелее всех поплатился А. Алябьев, который вынужден был оставаться под подозрением до конца жизни./i]
Варшавское шоссе.
В 40-50 гг. император Николай I инициирует масштабное дорожное строительство шоссейных дорог, которые должны были связать основные города необъятной Российской Империи. 1844-1847 году велось строительство Варшавского шоссе, которое раздваивалось около Подольска в сторону Варшавы, входившей в состав Империи, и Крыма (Симферопольское шоссе). Новая транспортная артерия почти прошла через Чертаново, однако, оставив в стороне с. Красное и с. Бирюлево. Вновь обратимся к карте 1856 года. Здесь можно увидеть новые населенные пункты вдоль Варшавского шоссе: Выселки Чертановы, Бирюлевская станция, Покровские дворы, Выселки Битцы.
Изображение
В 19 веке "содержание дорог входило в обязанность жителей прилегающих селений. И на исправление дорог (по всем губерниям) регулярно составлялось расписание. Все дороги были разбиты на кварталы, и каждому селению назначены «участки с описанием удобных и неудобных мест». Местные жители обязаны были содержать в порядке все неудобные места на тракте. Плата, взимаемая за проезд, призвана была окупать расходы на благоустройство трассы и даже приносить жителям некоторую прибыль." (http://archive.ec/idhR6#selection-791.1-791.349). Таким образом, эти поселки были искусственно образованы для содержания участка Варшавского шоссе. В 1846 году из деревни Битцы, принадлежавшей помещику Н.И. Трубецкому, были выселены 19 семей, которые образовали населенный пункт Выселки Битцы. По имени супруги помещика Анны Андреевны Трубецкой это сельцо позже получит название Аннино. Ну и вместе с красивым именем и питейный двор в придачу (отмечен на карте). (http://chertanoved.msk.ru/annino.shtml)
С этих пор Серпуховская дорога постепенно приходит в упадок, она теряет статус главной транспортной артерии и ее, видимо, перестают поддерживать в должном состоянии. Через 70-80 лет она исчезнет с карт и схем. Ее состояние можно увидеть по аэрофотосъемке 1942 года. Если не знать расположение этой дороги, то с трудом ее можно было бы узнать в овраге, отмеченном стрелкой.
Изображение
Сейчас от этой дороги почти нет никаких следов. На ее месте возвышаются многоэтажки и построены парковки. Однако в Битцевском лесу можно найти ее расположение и почувствовать себя купцом 17 века, везущим товар с юга в Москву. Или заезжим чиновником, переживающим, что уже ночь, а до почтовой станции еще не доехали. Работу по поиску остатков этой дороги провел Роман Сологуб, ученик ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 539, и его учитель В.М. Пилипчук. Они вместе нашли маленький кусочек остатка Серпуховского тракта в лесу:
Изображение
Кроме того, остаток дороги можно увидето около кинотеатра Ашхабад (м. Южная). Теперь он выглядит так
Изображение
(Полностью их работу можно увидеть на сайте http://chertanoved.msk.ru/serpuhdoroga.shtml)
Еще небольшой фрагмент может сохраниться у метро Лесопарковая. Но я боюсь, что со строительством метро там уничтожили остатки этой дороги.
Курская железная дорога.
Последняя дорога, определившая развитие Чертаново, - это Курская железная дорога. Она начала свою работу в 1866 году, когда был открыт участок Москва-Серпухов. На карте 1878 года можно увидеть все три дороги.
Изображение
Железная дорога прошла через село Покровское, однако там не было остановочного пункта вплоть до 1951 года. Мне кажется, что если бы через это село не прошла железная дорога, оно постепенно приходило бы в упадок, несмотря на свои немалые размеры (130 дворов , 1353 жителя к 1866 году). Остановка Красный Строитель (изначально называвшаяся, видимо, 25-й километр) появилась в 1930 году. Электричество на железной дороге появилось в 1939 году (участов Царицино - Подольск). В 19 веке ближайшими к Чертаново остановочными пунктами были Царицино (1866 г.), Битца (1908 г.) и Бутово (1908 г.).
Наличие железной дороги позволила в конце 19 века А.П. Верховскому основать в Покровском кирпичный завод, который после революции переедет южнее, к Красному Строителю. Подробнее о кирпичном прошлом Чертаново я расскажу в следующих заметках.
В 1930 году вышел путеводитель по дачам Москвы, рассказывающий москвичам куда можно уехать по железным дорогам, чтобы отдохнуть и погулять. К сожалению, в этот путеводитель еще не вошли станции Курской ж/д, находящиеся в Чертаново. Так что я могу предложить почитать о Битце и Бутово.
Изображение
В Аннино можно было снять за 60 рублей крестьянский дом на сезон (видимо на лето). Оттуда можно прогуляться в Ясенево, усадьбу Знаменское-Садки, Узкое. Интересно, что Варшавское шоссе в путеводителе названо Серпуховским.

Продолжение следует...


Ответить